ГлавнаяРегистрацияВход Мой сайт
Пятница, 17.05.2024, 07:10
Форма входа
Меню сайта

Поиск

Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Главная » 2014 » Июль » 27 » Молитвенное правило утреннее старообрядцев поповцев и без поповцев. Старообрядцы в Забайкалье: Учебные материа
    23:03

    Молитвенное правило утреннее старообрядцев поповцев и без поповцев. Старообрядцы в Забайкалье: Учебные материа





    Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для предварительного просмотра. Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

    51 Таблица 1. Численность поповцев и беспоповцев в Верхнеудинском уезде в 1827-1901 гг.1 1827 г. 1831 г. 1843 г. 1863 г. 1864 г. 18892 19013 м. ж. м. Ж. м. ж. м. ж. м. Ж. м. ж. м. ж.п п. п. п. п. п. п. п. п. п. п п. п. п. . Верхнеудинский уезд Попов 60 60 66 67 69 70 82 83 78 84 92 96 97 999 цы 30 70 52 47 34 30 24 52 64 12 92 81 12 5 Беспоп 30 30 37 39 45 51 39 40 58 54 50 57 74 685 овцы 8 1 4 2 5 0 0 9 1 5 2 2 0 Поповщина у забайкальских староверов, как и в период проживания их в Польше, была представлена первоначально в виде беглопоповщиныi. Прежде чем дать характеристику некоторым из этих толков, согласий, образовавшихся как в поповщине, так и в беспоповщине у старообрядцев Забайкалья, расскажем о религиозных обрядах, которые совершали старообрядцы. Тогда станет более понятно, чем отличается один толк от другого. А отличия их касались, прежде всего, обрядовой стороны, которой семейские придавали особое значение. Собственно, религиозной обрядности семейские уделяли большее внимание, нежели религиозной догматике. Религиозность - качество, присущее религиозной группе или личности. Благодаря ему в сознании образуются соответствующие идеи, представления, потребности, которые находят свое внешнее проявление в религиозном поведении - культе, вне культовой деятельности, а так же в повседневной личной и общественной жизни последователей каждого вероисповедания. Степень религиозности определяется интенсивностью религиозных свойств личности или группы. При этом необходимо иметь ввиду, что в любой религии 52 обнаруживаются два уровня религиозного мировоззрения: официально- богословский и обыденно-религиозный. Между ними существует достаточно большой разрыв. Так как культ является важнейшим средством воздействия на чувства и поведение верующих, то важно оценить культовую практику вообще в данном течении, ее специфику, выявить характер и силу влияния на верующих отдельных элементов культовой системы. В систему культа старообрядчества входят: молитвенные храмы, богослужения и таинства (крещение, покаяние или исповедь, причащение) и другие обряды (молитвы, культы икон, святых, креста), праздники, пост; религиозно-культовые акты (поклоны поясные и земные, двуперстное знамение, сложение рук во время богослужения). Тесно связаны с культом и религиозные обычаи, которые составляют предписания, действующие в сфере семейно-бытовых отношений и обусловленные вероучительными положениями и традициями. Таким образом, культ – это довольно сложная, разнообразная по содержанию, целям и назначениям каждого, входящего в него элемента система религиозных коллективных и индивидуальных действий и норм поведения. Богослужение играет особую роль в укреплении религиозной веры, оказывает огромное эмоционально-психологическое воздействие. У старообрядцев поповцев сильнее, чем у беспоповцев, выражены мотивы поклонения храму, превознесения церковных богослужений. Они почти не отличаются от официального православия в этом отношении. Поповцы- старообрядцы так же признают необходимость священнослужителей. Внешне, богослужение у старообрядцев (особенно беспоповцев) менее ярко и торжественно. Им импонирует сдержанность, скромность и спокойствие в своих богослужениях, в их обрядах характерно смыкание с более простой и скромной обстановкой протестантских храмов. У старообрядцев, как и в православии, разработана целостная система богослужения на год, на неделю и на сутки (круги годового, седьмичного и 53 суточного богослужения). Каждый день года посвящается воспоминанию особых событий или памяти различных святых. Это содержание вводится в неизменный ход ежедневной службы. Календари подробно расписывают на каждое богослужение определенный род текстов, молитв, характер и тексты песнопения. Это - прокимены, краткие стихи из библии, выражающие сущность данной службы; паремии - библейские притчи относящиеся к данному празднику или к другому событию; тропари - песнопение о происходивших событиях; кондаки - песни, характеризующие какую- либо сторону события; епитимьи (великое просительное, сугубая, малая ) - вид прошений, молитв; кафизмы - отрывки из книги Псалтырь; литии - особые молитвы, обращенные к богу о даровании победы над врагам или благодарение за окончание общественного бедствия, молитвы, совершаемые во время поминовения усопших и. т. л. Богослужения являются постоянной школой церковного образования и внушения. Богослужения систематичны, они оказывают большое психологическое влияние на верующих, формируют у них стереотип мыслей и чувств, привычек и норм поведения. Несмотря на то, что у старообрядцев богослужения длительны по времени (5-6 часов в праздники, 2-3 часа в будни) и начинаются утренние богослужения с 6 часов утра, и на них следует идти без завтрака, верующие, в основном, систематически посещают их, не высказывая при этом недовольства. Место священника у старообрядцев - беспоповцев заняли наставники, начетчики, уставщики. Во многих общинах их роли выполняют и женщины, знающие церковные книги, старообрядческий богослужебный устав. Факт привлечения женщин - свидетельство эволюции старообрядчества. Основной костяк богомольцев на богослужениях составляют верующие первого типа- убежденные . Они систематически посещают молитвенные дома. Именно эти верующие, вольно или невольно, являются носителями старообрядческих традиций. Они в устной передаче распространяют сведения о празднике, предстоящих событиях и важных факторах церковной жизни среди близких и 54 знакомых. С ними советуются, делятся своими сомнениями и мнениями другие верующие. Они пользуются уважением и авторитетом среди единоверцев. Верующие второго типа - традиционалисты, посещают богослужения нерегулярно, мотивируя это занятостью на работе, дальностью расстояния, состоянием здоровья, срочностью выполнения каких-либо хозяйственных дел, то есть причины житейско-бытового характера. Многие верующие третьего типа - секуляризованные, бывают там лишь по большим праздникам (в основном на пасху). Особую роль в поддержании веры играет покаяние - ритуал исповеди и отпущения грехов. Существенную часть христианского культа составляют обряды, объединяющие собой индивидуальные, коллективные действия. В них воплощены определенные религиозные идеи, направления на объект поклонения с целью воздействия на него. Эти действия различны, зависят от объекта. Одной из главных мест в нем отводится слову - молитвам, затем - культу икон и святых, поклонению кресту и др. Религиозные обряды староверов Забайкалья отличались своеобразием. Обряд крещения совершался, как правило, в доме уставщика, для чего он держал специальную купель (лохань). Ребенка крестили в холодной воде. Имя ребенку давали по святцам. Девочке выбирали одно из имен святых, приходившихся на восьмой день до или после рождения, мальчику - только на восьмой день до рождения. Поэтому у многих семейских очень редкие имена, которые у православных почти не встречаются. Своеобразен и обряд похорон. Семейские хоронили своих покойников не в гробах, а в так называемых домовинах, которые выдалбливали из сухого толстого дерева, обычно из комля сосны, предварительно расколов его на две части. Одна из них была собственно домовиной, куда клали покойника, одетого в белый саван, другая служила крышкой. На “похоронки” собиралось много народу. Во время похорон все родственники “голосили” - плакали с причитаниями. Готовили на поминки специальные кушанья, из которых следует упомянуть кутью (вареная с медом пшеница), блины с различными приправами. В пост 55 пекли рыбные пироги и варили постные щи, в мясоед стряпали все скромное. Родственники умершего в знак траура надевали так называемую “ молельную одежду”: мужчины - особый покрой халата, а женщины - сарафан, чаще всего черного цвета. Ее же носили в течение великого поста и обязательно надевали, когда отправлялись в молитвенный дом. Об этом нам рассказал старожил села Надеено Николаев Ермил Максимович, 1928 года рождения, проживающий в этом селе по сей день. Он является уставщиком местного старообрядческого прихода, принадлежащего к беспоповскому направлению. Свои функции уставщика он выполняет до сих пор. Для настоящего старовера очень важным являлось то, чтобы гайтан (тесьма, на которой носят крестик), пояс, подручник, лестовка (листвица, как ее называет Ермил Максимович) обязательно должны быть сделаны своими руками или добыты честным трудом. Лестовка – распространенный в Древней Руси и сохранившийся в обиходе старообрядцев тип четок, разновидность вервицы. Представляет собой плетеную кожаную (или, в позднее время, тряпичную или из искусственного материала) ленту, сшитую в виде петли. Знаменует одновременно и лествицу (лестницу) духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчета молитв и поклонов. Позволяя сосредоточенность внимание на молитвах( см. приложение ). Подручник – молитвенный коврик, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах. Подручники (особенно у беспоповцев) могут снабжаться ручкой (см. рисунок), для того, чтобы было удобнее поднимать подручник с пола, не прикасаясь к полу или к грязной стороне подручника. Большое значение семейские придавали постам. Все посты и постные дни, как понедельные, так и особо положенные уставом, соблюдались строго. Даже новорожденных кормили грудью и давали молочное только в течение двух постов, а в последующие посты они, как и взрослые, говели. В период 56 поста запрещалось петь, танцевать, жевать серу, устраивать гулянья и прочие развлечения. Праздники семейские отмечали так же строго, как и посты. Накануне праздника уже с вечера прекращалась всякая работа, кроме домашней, устраивались всеношные богослужения. В праздники все нарядно одевались и ходили, друг к другу в гости. Семейские особо почитали “ родительские дни”, дни поминовения умерших. Об этом мы узнали от жительницы села Верхний Саянтуй Трифоновой Василисы Ипатовны, 1925 года рождения, придерживающаяся поповского согласия. Обряд венчания совершали лишь старообрядцы поповцы. Беспоповцы жили без всякого благословения церкви, как “блудно сошедшиеся”. Брак у них был основан на чисто договорных условиях. Браки заключались, как правило, между единоверцами. Вступать в брак с православными, а тем более с представителями другого вероисповедания, считалось позором и грехом. Запрещались браки с родственниками до 8-го колена. Девочки с 7-8 лет учились прясть и вязать, так как рано начинали готовить себе приданное, и мать строго следила за этим. “Мне лет 10 было”, - вспоминает Трифонова Василиса Ипатовна, “ мама заставляла вязать, чтобы было три скатерти к выданию – чтобы хорошая была бы невеста. Мама мне говорила: “Нечего бегать. Вышивай, тки”. Большое значение придавали семейские молитвам. Дома молились всей семьей. Молились долго, усердно, стоя на коленях перед иконами. Иконы у староверов особо почитались. Стояли они в переднем углу не просто на полках, как у православных, а на обитой материалом божнице. Ткань, которой обтягивали угол, где стояли иконы, называют “пелена”. Снимая икону старообрядцы не брали ее голой рукой, а поддерживали чистым платком. Во время полевых исследований по селам Тарбагатай, Десятниково, Куйтун, Надеено, Бичура проведенные автором в июле – октябре 1998, марте 1999 годов, было обнаружено, что в домах, где проживают последователи старой веры иконы, отличаются от икон 57 православных тем, что они были выполнены на дереве или отлиты из металла желтого цвета. Старообрядцы не допускали использование икон в рамках или под стеклом. Молитвы староверов делились на частные (домашние) и общественные. Во время молитвы старообрядцы руки скрещивали под грудью, изображая крест. Правой рукой осуществляли крестное знамение, левой перебирали “бабочки” лестовок и шептали молитву. На основе вышесказанного, можно утверждать, что религиозное сознание старообрядцев проявляется в идеологическом и психологическом уровнях, где важную роль играют стереотипы поведения, преемственность традиций, обычаев обрядов. Большое место в воспроизводстве и сохранении религиозного сознания старообрядцев играет семья, как хранительница традиционных основных устоев и обычаев. Однако следует подчеркнуть, что в отличие от патриаршей церкви в старообрядческих организациях большую роль играют “миряне“, отсутствует принципиальное различие между священнической деятельностью духовных лиц и приниженно земным бытием “мирян”.ii Характерная особенность забайкальского старообрядчества состоит в том, что в нем образовались многочисленные толки и согласия. А.М. Селищев в книге “Забайкальские старообрядцы” писал, что “нет ни одного села, в котором старообрядцы были бы одного толка”. Сами старообрядцы утверждали, что причиной их религиозного раскола было различное понимание “священного писания”. Служители православной церкви объясняли появление различных толков привозом беглых попов. Интересно, в этом отношении, высказывание миссионера Забайкальской епархии Сергея Знаменского. В докладной записке архиепископу в 1913 году он писал: ”Раскольники совсем не берут во внимание, что с тех пор, как они стали вывозить из России беглых попов, у них стало больше “вер” - толков, потому что у каждого попа был свой устав. Он смело “перекрещивает” из других сект, ”перемазывает”, 58 ”перевинчивает”, а после чего приедет другой и то же самое творит, отчего и появляется большой раздор между мирянами, которые после отъезда попа начинают дележку, и появляется какая-либо особая вера. Если из двух уставщиков перекричит Александр, то появляется “Александрова вера”, отделившиеся отбирают в часовне, нередко с личной перебранкой, свои иконы и уносят во вновь устраиваемую молельню. Те, которые остались с уставщиком Сергеем, называют свой толк “Сергеевой верой”.iii Перейдем к характеристике старообрядческих толков и согласий. В крупном старообрядческом селе Бичура архивные документы сообщают, что в 1892 году число жителей составляет 5411 человек обоего пола, старообрядцы составляют 4510 человек. Все они беглопоповцы поповской секты, приемлющие священство, признающие брак. Старообрядческих часовен – 4, все они деревянные.iv В 1896 году старообрядцев поповской секты стало 5133 человек, в 1901 - 5768 человек.v В это же время среди староверов появляется толк, получивший название “идолопоклонников”. Молитвы идолопоклонников мало, чем отличались от молитв старообрядцев - поповцев. Разница заключалась лишь в том, что идолопоклонники совершали богослужения не в молитвенном доме, а под открытым небом у “священного” пня или камня (идола). Венчание идолопоклонники совершали так же возле идола, крещение - дома, а погребение умершего устраивалось без отпевания. Икон они не держали в доме, жили замкнуто, запрещали песни, пляски и другие развлечения. Толк просуществовал до середины XIX века. Примерно в то же время у семейских Бичуры, Мухоршибири, Большого Куналея образовался небольшой толк “землепоклонников”. Он объединил тех верующих, которые не признавали икон, попов, уставщиков. Они поклонялись земле, считая ее творением божественной силы. Землепоклонники всей семьей или небольшой группой выходили в поле и там, осенив себя двуперстным крестным знамением, становились на колени и кланялись так низко, что лбами касаться земли, прося ее о помощи. В 59 начале ХIХ века в семейских селах Окино-Ключи, Бичурской волости, Хонхолой и Шаралдай Мухоршибирской волости появился новый толк, получивший название “песочников”. Старообрядцы - песочники при крещении ребенка употребляли не воду, а подогретый песок. Очень интересно описывает толк песочников В.П. Мотицкий. Он записал от своих информаторов обряд крещения: ” Мать держала ребенка на руках, а уставщик сыпал ему на животик или спинку мелкий теплый песок. После этого ребенка осеняли крестом и давали ему имя, затем умывали в тазу, очищали от песка, пеленали и клали в зыбку. Если ребенок засыпал сразу, то родители были уверены, что он будет здоровым и счастливым, а если не сразу, то его ожидала нелегкая жизнь”.vi Во второй половине Х1Х века среди старообрядцев Забайкалья распространяется так называемый “белокриницкий” толк - новая разновидность поповщины. Организатором этого толка в Забайкалье был бывший уставщик беглопоповцев села Куйтун Мухоршибирской волости Павел Шитин. В 1878 году Шитин на средства верующих был отправлен в Россию за попом, но вместо этого в Москве принял “австрийство” и вернувшись домой, стал проповедовать новую веру. Ему удалось приобщить к белокриницкому согласию более 40 семей из сел Новая Брянь, Куйтун, Надеино, Тарбагатай и Десятниково.vii Верование белокринцев отличались тем, что при крещении не погружали ребенка троекратно в купель, а ограничивались омовением или окроплением; обряд венчания они совершали без венцов, и молодые стояли перед священником коленопреклоненными. Вначале белокринцы не признавали уставщиков и начетчиков, но так как содержание попов обходилось дорого, они стали прибегать к услугам уставщиков. В течение продолжительного времени у староверов Забайкалья (село Большой Куналей, Куйтун, Бичура) существовал толк “бегунов”. В него входили в основном те староверы, которые отбыли сроки наказания в тюрьме или на каторге за неподчинение гражданской и церковной властям. 60 Основным в учении бегунов была проповедь воцарения антихриста и близкого конца света. Поэтому бегуны старались порвать всякие связи с обществом, уклонялись от несения военной службы, отказывались получать гражданские документы, считая их знаками антихриста. Они вели бродячий образ жизни, признавая лишь власть главы той семьи, к которой они принадлежали. Многие из них перекрещивались и получали новые имена. Бегуны признавали лишь двуперстие и молитвы, связанные с поминанием родителей или ближайших родственников. Все другие молитвы и обряды они отрицали, считая их “ересью”, выдуманной попами и царями. Во второй половине Х1Х века в селе Бичура появился толк, получивший название “самочинцев”. В него вошло несколько десятков семей, отказавшихся вносить средства на строительство местной церкви, на содержание попов и уставщиков. Они самочинно построили свой молитвенный дом, выбрали уставщика, под руководством которого совершали обряды, в основном схожие с обрядами беспоповцев. Отличие состояло в том, что во время богомолений самочинцы стояли на коленях и после каждого крестного знамения делали три поклона в разные стороны. После смерти основателя толка Тимофея Тюрюханова во главе самочинцев стала его жена Авдотья. Под ее руководством самочинцы молились почти десять лет, вследствие чего толк был прозван “Дунькиной верой”. В селе Шаралдай Мухоршибирской волости возник небольшой толк “перемазанцев”. В него вошло около 60 семей, переселившихся из других семейских сел. В 1912 году из-за разногласий, возникших по вопросу государственной регистрации старообрядческих общин, произошел раскол среди забайкальских поповцев, которые образовали два толка - “общинники” и “необщиники”. Число отказавшихся регистрировать свои общины, т.е. необщинников, было гораздо большим. Необщиники своего управления не имели. Они выступали за то, чтобы старообрядцы со своей древней христианской религией были независимыми от церковной и гражданской властей и подчинялись лишь тем правилам, которые устанавливали


    Источник: window.edu.ru
    Просмотров: 1120 | Добавил: themery | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

      Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz