Орнаментальное шитье
Наряду с произведениями лицевого шитья в экспозиции представлены и интересные произведения шитья орнаментального. Это главным образом облачения духовенства, а также пелены и покровцы, украшенные орнаментальными композициями, шитыми золотом, серебром, жемчугом, драгоценными камнями. В коллекции музея самое раннее произведение — поруч с изображением Благовещения конца XV века, происходящий из великокняжеской светлицы Софьи Палеолог. В это время орнамент занимает очень скромное место в художественном строе произведения — обрамляет шитую лицевую композицию. Его основной мотив — стилизованный вьюнок.
Необычайно интересны в коллекции музея произведения XVI в. Среди них - выдающиеся памятники царских светлиц и известных мастерских московских князей и бояр. Привлекает внимание фелонь, связываемая с именем князя Петра Щенятева . Ее оплечье составлено из нескольких кусков вышивки, по всей видимости из вошв, и, следовательно, дает представление прежде всего о светском шитье. Орнамент, шитый здесь,— древо, «оберегаемое» животными и птицами,— относится к числу древнейших. В разработке его мотива, в самом характере узорочья сказалось глубокое
влияние народного искусства, народных вкусов. Едва ли в русском средневековом шитье XVI века найдется другое такое произведение, где бы так широко был отражен традиционный зооморфный мир русской народной вышивки — олени, коньки, гуськи, павы.
К середине XVI в. относятся произведения с растительно-геометрическими орнаментами. Почти все они относятся к середине и второй половине XVI в. Это преимущественно подвесные пелены к иконам. Первостепенное место здесь принадлежит пелене 1550г. Анастасии Романовны. В "Жемчужной" пелене 1599 г. в наиболее сконцентрированном виде выражены основные черты орнаментального шитья конца XVI в.: применение роскошных материалов, тесная связь с ювелирным искусством, сложность и красочность композиций.В ее декоративном характере наряду с жемчугом и золотом большую роль играют разноцветные драгоценные камни — красные, зеленые, синие. Годуновские произведения, с одной стороны, завершал» интересный процесс развития орнаментального шитьё XVI века, а с другой — знаменовали его новый период — период красочного нарядного узорочья XVII века.